Orphus

   заметки путешественника / дневники путешествий / Напишите нам письмоКарта сайтаSwitch to english  
Yuko-Travel.Ru

Новости
Дневники путешествий
Галерея фотографий
Статьи и рекомендации
Сокращения
О проекте
Гостевая книга

PDF-версия PDF-версия   версия для печати версия для печати    
Центр Европы (2010)
    



   4 июля, воскресенье

Мы давно хотели посмотреть перевал Сен-Готард (2106 м), но каждый раз оказывались в Швейцарии в такое время года, когда он закрыт... Перевал находится в Лепонтинских Альпах на стыке немецко-, франко- и италоговорящих кантонов. Его названия на этих языках: Gotthardpass, Col du Saint-Gothard, Passo del San Gottardo соответственно.

Поезд до деревни Täsch, где запаркована наша машина. Нам по Rd19 вверх по долине реки Rhône, выше по течению, где преобладает немецкоговорящее население, она называется Rotten. Река течет в глубокой долине, ограниченной Пеннинскими и Лепонтинскими Альпами с юга и Бернскими Альпами с севера.

Дорога к Nufenenpass
Дорога к Nufenenpass Посмотреть большую версию
Ибексы у дороги
Ибексы у дороги Посмотреть большую версию

В наши планы входило пройти перевал с юга, для чего в Ulrichen свернули направо на дорогу, ведущую через высокий перевал (2478 м, открыт с июня по октябрь) Nufenenpass (нем.). Он же Paso della Novena (ит.). На перевале пасутся уже знакомые нам горные козлы, отсюда до Сен-Готарда ехать 39 км (по полету вóрона — всего 9!).

Дорога на Сен-Готард
Дорога на Сен-Готард Посмотреть большую версию
Дорога на Сен-Готард
Дорога на Сен-Готард Посмотреть большую версию

В отличие от большого Сен-Бернара, известного с античных времен, этот кратчайший путь через Альпы был практически непроходим до XII―XIII вв., пока не был сооружен мост через реку Reuss (Чертов мост) и не проложена тропа вдоль стен каньона.

К 1830 г. была построена дорога шириной ≥5 м, пригодная для тяжелого гужевого транспорта — восьмиместных почтовых карет, запряженных пятеркой лошадей, и повозок, перевозивших до 500 кг груза на лошадь.

Последняя почтовая карета прошла через перевал в сентябре 1921 г., после чего их сменили почтовые автобусы. Сейчас эта дорога открыта для автомобильного движения с июня по октябрь. Транзитный транспорт использует построенный в 1980 г. тоннель длиной 16,4 км.

На перевале бронзовый памятник А. В. Суворову[9], который в сентябре 1799 г. во главе русско-австрийских войск, преодолев сопротивление французов, прошел перевал с юга и спустился в долину Reuss.

Памятник А. В. Суворову
Памятник А. В. Суворову Посмотреть большую версию
Табличка при памятнике
Табличка при памятнике Посмотреть большую версию

Очень усталый, худой и старый человек (ему было под 70!) верхом на лошади, которую под уздцы ведет швейцарский проводник Antonio Gamma... Бронзовый памятник работы Дмитрия Тугаринова был установлен в 1999 г. по случаю 200-летия перехода А. В. Суворова через Альпы. Фигуры были вылеплены[10] непосредственно на перевале и затем отлиты на заводе в Mendrisio на юге страны. Финансировал проект Фонд Сен-Готарда (ему же принадлежат и все права на скульптурную композицию), с помощью добровольных пожертвований, собранных в Швейцарии. Любят здесь нашего генералиссимуса.

В те времена перевал был не укреплен. Первые фортификационные сооружения начали строить уже после открытия в 1881 г. железнодорожного тоннеля длиной ~15 км ― важнейшего пути из Германии в Италию.

Опасения вызывала Италия, которая вошла в Тройственный союз в 1882 г. и планировала воспользоваться перевалом Сен-Готард, чтобы объединенными с Германией силами ударить по Франции из Эльзаса.

Первые построенные в 1886 г. в спешном порядке укрепления на перевале помешали этим планам. Начальник генерального штаба Германии граф Alfred von Schlieffen в 1892 г. писал: «План соединения с германскими силами посредством броска через нейтральную Швейцарию отпадает, раз швейцарцы укрепили перевал Сен-Готард и перекрыли дорогу по долине Роны в Сен-Морис»[11].

Строительство новых укреплений продолжалось и в дальнейшем наряду с увеличением численности гарнизона и усилением артиллерии. Создавались также впечатляющие запасы продовольствия, топлива и боеприпасов: 750 патронов на винтовку, 80 тыс. (!) ― на пулемет, по 3000 снарядов разных типов для 120-мм гаубиц и 53-мм пушек.

Проведенные в 1912 г. маневры швейцарской армии, куда были приглашены зарубежные гости, включая кайзера Вильгельма II, продемонстрировали ее хорошую оснащенность и высокую боеготовность[12]. Вскоре после начала Первой мировой войны в Швейцарии была проведена полная мобилизация[13]. Эти меры убедили воюющие страны уважать нейтралитет Швейцарии.

Форт на перевале
Форт на перевале Посмотреть большую версию
Казарма
Казарма Посмотреть большую версию

Совершенствовать старые и строить новые укрепления на перевале начали в 1935 г., тогда же был усилен гарнизон. И причины для этого были: в Германии вместо стотысячного рейхсвера, разрешенного Версальским договором 1919 г., начал создаваться полумиллионный вермахт, и была восстановлена всеобщая воинская повинность; Италия, имевшая к Швейцарии территориальные претензии, начала вести активную внешнюю (нападение на Абиссинию) политику, и нужно было создавать рабочие места для борьбы с безработицей, вызванной Великой депрессией.

Любопытно, что еще в 1935 г. дистанция для стрельбы была увеличена до 400 м[14], в наставлениях подчеркивалась необходимость стрелять только будучи уверенным в поражении цели.

На следующий день после начала Второй мировой войны в Швейцарии была объявлена всеобщая мобилизация[15], и уже 4 сентября 1939 г. 430-тысячная армия была отмобилизована.

Однако, поскольку несмотря на объявление войны ни немецкие, ни французские войска активных боевых действий не вели, часть войск была демобилизована. Шла «странная война»...

Ситуация изменилась 10 мая 1940 г., когда немецкие войска начали широкомасштабное наступление в Бельгии и Нидерландах.

Призывной возраст был поднят с 48 до 60 лет, всего под ружье было поставлено 700 тыс. человек — 20% населения страны! Начались воздушные бои. После капитуляции Франции 26 июня вторжение казалось неизбежным, страна была окружена. Еще 20 июня был принят план обороны Швейцарии со всех направлений, однако было ясно, что защитить всю территорию не удастся.

На перевале
На перевале Посмотреть большую версию
В распоряжении немецкого командования после разгрома Франции войск было предостаточно. По разработанному в начале октября плану Tannenbaum (Новогодняя ёлка) предполагалось использовать 21 дивизию[16], в том числе пять танковых и три горных.

Наверное, впервые в истории было объявлено, что после вторжения любые объявления о капитуляции должны восприниматься как вражеская пропаганда и каждый солдат должен сражаться до последнего патрона, а после штыком. При отсутствии офицеров каждый солдат должен делать все возможное по собственной инициативе.

Захватчик должен заплатить дорогую цену за нарушение нейтралитета ― такова была официально объявленная стратегия.

Была разработана концепция Национального редута[17] (Zentralraumstellung / Réduit national) ― защищенной горами и крепостями местности, где была сосредоточена половина всей армии и бóльшая часть тяжелых вооружений, складированы большие запасы боеприпасов, продовольствия и топлива. В горной местности преимущество германских войск в бронетехнике и авиации уже не имело большого значения.

Памятный знак
Памятный знак Посмотреть большую версию
Верховья долины Роны прикрывала крепость St. Maurice, с юга местность была ограничена Пеннинскими, Лепонтинскими и Гларусскими Альпами с укреплениями Сен-Готарда, с востока прикрыта крепостью Sargans. На севере позиции проходили по предгорьям Бернских Альп до Женевского озера.

Кроме того, были заминированы все мосты и туннели, при их разрушении Швейцария теряла ценность для Германии в качестве транспортного коридора в Италию (железнодорожные туннели Сен-Готард и Симплон).

Одновременно с подготовкой к обороне велись дипломатические переговоры, Швейцария бралась обеспечить железнодорожный транзит между Германией и Италией: от 40 до 60% потребности последней в угле обеспечивали поставки через альпийские туннели Швейцарии, продукция металлургических и машиностроительных заводов севера Италии была важна для ее союзника.

Сейчас на перевале музей, посвященный его истории и занимавшей там позиции 9-й усиленной дивизии[18], последние войска ушли с перевала в 1989 г.

Сельская Швейцария
Сельская Швейцария Посмотреть большую версию
Сельская Швейцария
Сельская Швейцария Посмотреть большую версию

За перевалом в Andermatt свернули на Rd19 на Oberalppass (2044 м), который не произвел особого впечатления. Через 20 км свернули на юг на Rd416, ведущую через Lukmanier Pass (Passo del Lucomagno, 1914 м) в италоговорящий кантон Ticino.

Озеро Como
Озеро Como Посмотреть большую версию
Cascata Acqua Fraggia (у озера Como)
Cascata Acqua Fraggia (у озера Como) Посмотреть большую версию

Через 60 км дорога сливается с E35, ведущей с Сен-Готарда, нам на юг в Lugano, где сворачиваем на огибающую одноименное озеро дорогу (в Италии она становится SS340).

Sankt Moritz
Sankt Moritz Посмотреть большую версию
Sankt Moritz
Sankt Moritz Посмотреть большую версию
Невысокий водораздел, короткий крутой спуск, и мы на берегу озера Como, где уже бывали в 2004 г.; нам на север, обратно в Швейцарию. Западный берег озера густо застроен, погулять по берегу практически негде. В верховьях переходим на S36, которая идет вдоль реки Mera, в Chiavenna дорога становится S37. Вот мы и снова в Швейцарии, дорога получает № 3, река становится Maira.

Впереди перевал Malojapass (Paso di Maloggia, 1815 м), навстречу непрерывный поток мотоциклистов, похоже, уставшие от июльской жары итальянцы отдыхали в горах и воскресным вечером отправились домой. Перевал совсем неинтересный, да и остановиться негде.

Вот и Sankt Moritz, где у нас забронирован La Margna Swiss Quality Hotel. Пошли погулять по городку, принимавшему в 1948 г. зимнюю Олимпиаду.

Озеро Sankt Moritz
Озеро Sankt Moritz Посмотреть большую версию
Sankt Moritz
Sankt Moritz Посмотреть большую версию

Лето — низкий сезон, а в воскресенье, когда закрыты все магазины, городок выглядит вымершим. Пара азиаток, изучающих витрины бутиков, спортивный автомобиль, три раза за пять минут пронесшийся мимо нас, колокольня…

Овечки у отеля
Овечки у отеля Посмотреть большую версию
Лысухи
Лысухи Посмотреть большую версию

Южнее железной дороги совсем другая картина: ниже по склону от Hotel Waldhaus am See пасутся овечки, приятная прогулка вокруг озера Sankt Moritz, где по мелководью гуляют лысухи (Blässhuhn, Fulica atra), гнезд, впрочем, не заметили...

[9] Мы полагали, что именно этот эпизод войны Второй коалиции с Наполеоном (1799—1802 гг.) изображен на картине В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы». И это не только наше заблуждение... Купив в музее на перевале книгу А. А. Новикова «Суворов в Швейцарии» (М. : АНО Издательский центр «Москвоведение», 2000), мы выяснили, что это Panixerpass (2407 м), лежащий гораздо севернее, в Гларнских Альпах. В сентябре снова были в Швейцарии, хотели пройти пешком этот перевал (там и сейчас нет дороги), но шли проливные дожди, и этот план оставили на будущее...

[10] Денег на 800 кг пластилина, около $10 тыс., не было. К счастью скульптор нашел вполне подходящий и дешевый материал в цветочном магазине — замазку для фруктовых деревьев.

[11] Не владея немецким, цитируем по англоязычному «National museum of the St. Gotthard» (Airolo : Pro San Gottardo Foundation, 1989. P.81: «The project of joining up with German forces by means of a march through neutral Switzerland had soon to be abandoned, when the Swiss fortified the Saint-Gotthard pass and barred the Rhone valley road at Saint-Maurice».

[12] В каждой коммуне были организованы стрельбища, где все пригодные к военной службе мужчины были обязаны научиться метко стрелять из винтовок с дистанции 300 м. Для французской пехоты была нормой стрельба залпами с дистанции 40 м, для немецкой — 100 м. Почерпнуто из Blair Lee, The military law and efficient citizen army of the Swiss, Washington, Government Printing Office, 1916.

[13] Это была вторая полная моблилизация, первая — во время франко-прусской войны.

[14] Принятый в 1933 г. на вооружение карабин K31 позволял опытному стрелку из серийного образца стрелять с кучностью 1', то есть с дистанции 400 м пули должны были попадать в круг Ø10 см. Это достигалось за счет высокого качества обрудования и жестких допусков.

[15] Третья в истории страны.

[16] Впрочем, Верховное командование сухопутных войск согласилось выделить только 11...

[17] «Une position des Alpes ou réduit national qui sera flanquée à l'Est, à l'Ouest et aus Sud, par les fortresses, englobées, de Sargans, de St. Maurice et du Gothard, et dont le tracé sera jalonné généralement par le Canal de la Linth ― le Rigi ― le Pilate ― Schrattenfluh ― La Sulg ― la chaîne du Stockhorn ― les Alpes fribourgeoises ― la Dent de Lys ― Villeneuve ― la crête frontière des Alpes valaisannes ― le front Sud de la fortresse du Gotthard ― le Tödi ― Sargans».

[18] С конца 1940 г. 5-й армейский корпус.


   Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
Заметки путешественника
    Количество просмотров: 1 (+1)   Copyright © 2004-2012 Yuko-Travel.Ru
Design © 2004-2012 Web-studio "Cherry-Design"