Orphus

   заметки путешественника / дневники путешествий / Напишите нам письмоКарта сайтаSwitch to english  
Yuko-Travel.Ru

Новости
Дневники путешествий
Галерея фотографий
Статьи и рекомендации
Сокращения
О проекте
Гостевая книга

PDF-версия PDF-версия   версия для печати версия для печати    
Монголия (2009)
Рассказы о Монголии, стране, где ездят без дорог, просто выбирая правильное направление, казались невероятными... Для любителей 4х4 это замечательное место, и мы решили туда поехать.     




Компания «Мегатест» предлагает разные варианты путешествий по этой стране. Увы, это все не для нас... Тебя везут, тебе показывают... А порулить?! Ганбаатар, руководитель и владелец монгольской туристической фирмы, предложил подходящий вариант: одной машиной будем управлять мы сами, на другой поедут знающий маршрут руководитель экспедиции и повар. Это дороже стандартных предложений, но трястись по ухабам на заднем сиденье удовольствие сомнительное даже бесплатно...


   15 мая, пятница

Ночной перелет из Москвы в Улан-Батор. Места достались у аварийного выхода — и хорошо, и плохо: места для ног много, но подлокотник не убирается... Тексты на монгольском языке смотрятся диковато: кириллица, и при этом ничего непонятно... Заполнили анкету о своем самочувствии и отсутствии контактов с гриппующими людьми за последние две недели.

В Chinggis Khaan International Airport весь персонал в защитных масках, все пассажиры проходят мимо измеряющей температуру лица камеры. Заглянули в монитор, отличная техника — лоб, щеки, подбородок каждого человека раскрашены в разные цвета в зависимости от температуры. На погонах у пограничницы вместо звездочек — бесконечный узел.

Нас встретили Ганбаатар с женой и проводили на посадку в самолет до Даланзадгада (Dalanzadgad), полеты осуществляет Eznis Airways. На регистрации спросили, можно ли везти в ручной клади купленный в московском Duty free коньяк, оказалось, что нет, убрали в багаж. Взвесили всю нашу ручную кладь, обнаружили перевес в 9 кг и насчитали доплату в 27 000 тугриков. Ручную кладь, набитую фототехникой, основательно осмотрели — редкий педантизм.

Винтовой двухмоторный SAAB340 покрывает расстояние в 550 км за 1¼ часа. В самолетном журнале доминирует реклама автомобилей: Audi Q5, Mercedes-Benz G, Toyota Land Cruiser; видимо, перспективный рынок. Плохая видимость из-за поднятой ветром пыли не помешала нам оценить ненаселенность и безжизненность пересекаемых пространств. Чем-то напомнило пустыню Атакаму. Ближе к Даланзадгаду видимость улучшилась, и даже кое-где появилась зелень. Даланзадгад (Город 70 колодцев) — центр аймака Умнеговь (Южно-Гобийский аймак), на обширной территории 165 000 км2 живут всего 47 000 душ.

Крохотный Gurvan Saikhan Airport, нас встретили Чинбат — руководитель экспедиции, Өлзийсайхан (Өлзи) — переводчик и повар, Мөнхтуул — запасной водитель[1].

Аэропорт Даланзадгада
Аэропорт Даланзадгада Посмотреть большую версию
Встречающие
Встречающие Посмотреть большую версию

И вот мы за рулем праворульного дизельного Toyota Land Cruiser, показания одометра впечатляют, да, Монголия — большая страна. В машине генератор переменного тока для зарядки аккумуляторов, для связи между экипажами — радиостанции[2], багажник забит бивачным снаряжением и припасами.

Наша юрта
Наша юрта Посмотреть большую версию
Веревка из овечьей шерсти
Веревка из овечьей шерсти Посмотреть большую версию

Расстояние в 36 км до Жуулчин-Гоби-1 (турбаза Гоби-1) частично проехали по грунтовым дорогам, сухим и каменистым, частично — по степи. В степи цветут ирисы (Iris tenuifolia) и дикий ревень (Rheum nanum), кустики караганы мелколистной (Caragana microphylla) покрыты ярко-желтыми цветами[3].

Цветущая карагана
Цветущая карагана Посмотреть большую версию
Дикий ревень
Дикий ревень Посмотреть большую версию

Поселились в юрте, украшенной желтым «шелком» (синтетика) с железной печкой и крупным камнем на веревке, удерживающем центральную часть крыши. Ветер постепенно усилился и поднял в воздух облака пыли. От его порывов юрта содрогалась, а одну из рамок остекления несколько раз сдувало, открывая наше жилище ветру и пыли.

Внутри юрты
Внутри юрты Посмотреть большую версию
Водонапорная башня
Водонапорная башня Посмотреть большую версию

Обед в столовой турбазы состоял из салата из очень вкусных помидоров (об их происхождении удалось узнать только, что «из столицы привезли»), капустного супа (сильно упрощенные щи, несомненно советское влияние), и азу, похожее на известное нам азу только названием.

Вечерняя сигара
Вечерняя сигара Посмотреть большую версию
Турбаза Гоби-1
Турбаза Гоби-1 Посмотреть большую версию

Вечерняя сигара в укрытом от ветра уголке и хороший коньяк достойно завершили этот длинный день.


   16 мая, суббота

После завтрака поехали в созданный в 1995 г. Гурван-Сайханский национальный парк. Около входа крохотный Природный музей, закрытый ввиду раннего времени. Наш путь лежит к пади Ёлын-Ам, дно которой в это время года покрыто мощной наледью.

Природный музей
Природный музей Посмотреть большую версию
Длиннохвостый суслик
Длиннохвостый суслик Посмотреть большую версию

На машине туда не проехать, и мы с Өлзи и Мөнхтуулом отправились на экскурсию. По зеленой долине бежит веселый ручей, порхают каменки-плясуньи (бүжимч чогчиго[4], Oenenthe isabellina), на весеннем солнышке греются длиннохвостые суслики (Spermophilus undulatus), монгольские пищухи (Ochotona pallasi), высоко на склоне пасутся сибирские козлы (Capra sibirica), судя по совсем коротким рожкам, молодняк. Все выше и выше... Появляются можжевельники (Juniperus sabina). Куда же дальше? Уже видно, откуда бежит этот веселый ручей, никакого ущелья здесь быть не может. Да, мы заплутали...

Каменка-плясунья
Каменка-плясунья Посмотреть большую версию
Сибирские козлы
Сибирские козлы Посмотреть большую версию

Проверили еще пару притоков — ничего похожего... Двинулись обратно, утешая себя тем, что 2—3 часа погулять по живописным горам — это просто замечательно...

Верховья долины
Верховья долины Посмотреть большую версию
Монгольская пищуха
Монгольская пищуха Посмотреть большую версию

Когда за очередным поворотом долины появилась радиосвязь, выяснили, что напрасно не свернули налево в самом начале пути. Туда вели следы, и мы было туда направились, но Өлзи, уже бывавшая в Ёлын-Ам, повела нас вдоль основного русла...

Ёлын-Ам
Ёлын-Ам Посмотреть большую версию
Ёлын-Ам
Ёлын-Ам Посмотреть большую версию
Ёлын-Ам
Ёлын-Ам Посмотреть большую версию

Короткий подъем на водораздел, и впереди узкое ущелье с ледяным дном. Лед под ногами, вокруг высокие скалы с гнездами бородачей (ооч ёл[5], Gypaetus barbatus), которые постоянно кружат над головой. Ниже слышно журчание воды подо льдом, в наледи появляются провалы, ручей бежит то сбоку, то в ледяном русле... Увы, климат меняется, и летом здесь нет ни льда, ни воды.

Обо в Ёлын-Ам
Обо в Ёлын-Ам Посмотреть большую версию
Хищник над ущельем
Хищник над ущельем Посмотреть большую версию

Крохотный музей не произвел большого впечатления, его экспозиция сильно уступает московским Дарвиновскому и Зоологическому, а чего-то местного и уникального мы там не нашли.

Ущелье Дунжери
Ущелье Дунжери Посмотреть большую версию
Снег еще не сошел...
Снег еще не сошел... Посмотреть большую версию

Дальше наш путь лежал на запад к ущелью Дунжери, невысокие горы по сторонам, пару раз спугнули зайцев-толаев (Lepus tolai), один раз лису (Vulpes vulpes)... Вот и ущелье, иногда очень узкое[6]. В это время года по нему бежит ручей, местами лежит снег.

Узкое место
Узкое место Посмотреть большую версию
Теснина закончилась
Теснина закончилась Посмотреть большую версию

Только остановились пообедать, раздался шум крыльев — прилетела большая хищная птица, ее гнездо было в 30 м от нас под уступом скалы. Наше присутствие ее не слишком беспокоило, она улетала ненадолго, возвращалась с добычей, исчезала на несколько секунд в глубине гнезда, видимо, кормила птенцов, после чего сидела на краю гнезда, словно на фотосессии. Мы полагаем, что это был балобан (идлэг шонхор, Falco cherrug) — крупный сокол, обитатель степей и пустынь.

Место обеда
Место обеда Посмотреть большую версию
Гнездо балобана
Гнездо балобана Посмотреть большую версию

На обед Өлзи порадовала нас салатом, похожим на наш оливье, который она сумела приготовить в дороге, хоть было и весьма тряско...

Из теснины выехали на открытую местность, сейчас весна, и даже пустыня зеленеет... В селе Баяндалай бензоколонка — в Монголии нужно использовать каждую возможность пополнить запас горючего, до следующей неблизко.

Заправка в селе Баяндалай
Заправка в селе Баяндалай Посмотреть большую версию
Барханы Хонгорын-Элс
Барханы Хонгорын-Элс Посмотреть большую версию

И снова на запад. Слева на фоне хребта Зоолон-Уул появляются барханы Хонгорын-Элс[7], они тянутся ~185 км. Повсюду пасутся верблюды. Вот и Жуулчин-Гоби-2 (турбаза Гоби-2), где нам приготовлена юрта.

Барханы Хонгорын-Элс
Барханы Хонгорын-Элс Посмотреть большую версию
Турбаза Гоби-2
Турбаза Гоби-2 Посмотреть большую версию

У въезда стоит статуя рогатого верблюда, оказалось, что это герой монгольской сказки. Верблюд дал оленю надеть свои рога на свадьбу, тот обещал вернуть на следующий день у водопоя. Пришел верблюд к водопою, а оленя-то и нет. С тех пор верблюд, придя на водопой, как увидит свое безрогое отражение, так и задирает голову, вертит ею направо-налево, не идет ли олень, не несет ли рога[8].

Рогатый верблюд
Рогатый верблюд Посмотреть большую версию
Персонал турбазы
Персонал турбазы Посмотреть большую версию

Поехали к соседнему стойбищу покататься на верблюдах. Нам быстро оседлали огромных мохнатых бактрианов[9] (Camelus bactrianus). Садиться нужно на лежащих животных, когда они встают на ноги (сначала задние, потом передние), можно выпасть из седла.

Красавец!
Красавец! Посмотреть большую версию
На прогулке
На прогулке Посмотреть большую версию

Управляют ими с помощью веревки, привязанной к занозе — палочке, протыкающей ноздри верблюда. Животных вели в поводу, неспешная прогулка по пескам при вечернем освещении. Однако сидеть на твердом хребте животного не так-то и удобно...

[1] Его роль нам была неясна. На первом же крутом спуске мне предложили уступить ему место, опасаясь, что я не умею тормозить двигателем и не знаю, как включить понижающую передачу... Последовал отказ, и больше попыток заменить водителя на сложных участках не было. Молодой человек был весьма полезен во время бивачных работ и при мелких ремонтах автомобиля.

[2] Увы, связь была весьма неустойчивой даже на открытой местности...

[3] И здесь, и в других местах мы видели много других цветов, но не смогли их идентифицировать — литературы найти не смогли...

[4] Здесь и далее в скобках шрифтом Courier New приведены монгольские названия животных.

[5] Падь носит имя этой птицы. Другое название птицы — «ягнятник», поэтому Ёлын-Ам обычно переводят как «Падь ягнятника».

[6] Самые проблемные места расширили недавно, полагаем, убрали упавшие камни, взрывных работ, похоже, не было. Но и сейчас проехать ущелье — удовольствие для водителя.

[7] Светло-рыжие пески.

[8] Эту сказку нам рассказала Өлзи. По другой версии олень пошел в гости к тигру, что несколько странно, откуда в Монголии тигры? А куда годится безрогий олень в брачный сезон?

[9] В Монголии разводят только двугорбых верблюдов. Монголия — часть их природного ареала, поскольку здесь сохранилась небольшая популяция диких верблюдов.


   Страницы:   1 | 2 | 3 | 4
Заметки путешественника
    Количество просмотров: 1 (+1)   Copyright © 2004-2012 Yuko-Travel.Ru
Design © 2004-2012 Web-studio "Cherry-Design"